В начале ноября 2014г. Лиза сдала аттестацию за 1 класс. Для
этого мы решили воспользоваться услугами "Экстерн-офиса" Алексея Битнера. И не
пожалели :))))
Юридически мы прикреплены к одной из школ Новосибирска на заочную форму
обучения, и сдаём аттестации он-лайн по заранее оговоренному графику. Экзамены
можно было сдавать в любое удобное время. Система предусматривает видеозапись
процесса. Экзаменационные работы проверяются школьными учителями. Для сдачи
таких предметов, как физ-ра, музыка, ИЗО, технология нужно было сделать
презентации. Лиза смогла сдать аттестацию досрочно, т.к. там всё оказалось
довольно просто, понятно и логично, хотя для аттестации пришлось что-то изучать
совсем с нуля. Мы ещё в прошлом году потихонечку прошли программу 1го класса. Таким
образом, после того, как мы «отдали кесарю кесарево», у нас образовалось
свободных 8-9 месяцев, за которые мы, между делом, не торопясь, готовимся к
следующей аттестации. Можно было за год сдавать по 2 класса, но мы решили этого
не делать, т.к. в нашей жизни помимо непосредственно школьной учёбы существует
масса интереснейших дел и событий.
Учебники
и программы.
Чтение
Математика
Английский
Хочу немного
рассказать здесь о том, как мы учимся, потому что всё равно постоянно
приходится отвечать на этот вопрос.
Перво-наперво, если уж мы задумали самостоятельно
выстраивать образовательную траекторию для своего ребёнка/детей, неплохо бы
подумать о том, каков должен быть результат этого мероприятия. Не факт, что все
наши чаяния сбудутся, но предполагать то желательно. И вот мы стали
предполагать и вылавливать тех китов, на которых по нашему разумению должен
строиться этот нелёгкий, но ужасно интересный процесс в конкретно нашей семье.
Вот таких китов мы наловили:
- семья + воспитание + образование – это одно целое общее
совместное дело. Это наша жизнь. Наивно полагать, что в такой ситуации учатся
лишь дети. Мы сами как-будто заново получаем образование, открывая, наконец,
то, что должно было быть открыто нам в наши школьные годы. Это просто
удивительно до чего же интересно учиться! Да и воспитываемся сами вместе с
детьми, чего уж греха таить.
- образование и воспитание должны протекать в русле
христианского мировоззрения, которое может обеспечить лишь семья, но ни как не
школа.
- образовательный процесс должен строиться на интеграции
всех областей знаний, а не на их распределении их по узким категориям. Кроме
того, всё изучаемое должно быть приложимо к нашей реальной жизни. Зачем я
изучаю это? Для чего? Как это поможет мне жить, творить, взаимодействовать с
миром?
- самообразование – это самый эффективный способ получения и
знаний и работы с информацией! Однако, хороший учитель – это тоже клад,
особенно если он занимается с ребёнком индивидуально.
- «в начале было Слово». Пожалуй, язык, не математика, не
химия, не физика, а именно ЯЗЫК великий и могучий – почва, на которой должно
произрастать всё остальное знание.
- испокон веков на Руси человек должен был владеть ремеслом,
чтобы руки могли прокормить, если что. И для нас - это одна из задач
образования.
- творчество. Творческий подход к любому делу, будь то
изучение математики, или приготовление ухи, необходим. Каждое наше
образовательное мероприятие должно иметь какой-то видимый
продукт/итог/результат.
- общение с увлечёнными и интересными людьми, которые любят
своё дело.
А теперь расскажу коротенечко обо всём, а потом, если
получится, по каждому пункту более подробно и со ссылочками :)
Программ я пересмотрела кучу и учебников тоже. В качестве
какой-никакой основы и «чтобы было» выбрала учебники «Школы России»:чтение,
математика, окружайка. Прочитали их на раз (в основном я) и задвинули подальше.
Так сложилось, что учебниками нам сильно попользоваться не довелось.
Предпочтение отдали интересным книгам, хорошо иллюстрированным энциклопедиям,
интернет-ресурсам. Кроме того, экстерн-офис сразу выставляет конкретный список
того, что ребёнок должен знать и уметь. Мы просто отрабатываем этот минимум, а
дальше уже, куда наши общие интересы нас повели – туда и пошли.
Вот такие учебники русского языка до 4го класса лежат
аккуратной стопочкой в шкафу. Граник. Ими мы
периодически пользуемся. Читаем.
На днях забрала посылочку с почты. Пришли нам вот такие
долгожданные учебники. Пока что бегло просмотрела. Интересно! Жаль
только, что картинки не цветные. Не
интересно детям будет читать пока маленькие. Хотя… надо проверить.
Как и всё наше ближайшее окружение, мы очень любим читать. И
у нас и у наших друзей много интересных книг, да и библиотека рядом. Часто по прочитанному
мы вместе с другими семьями устраиваем образовательные и литературные встречи. В
основном, обучающим материалом для нас служат
«живые книги». О многих таких книгах написано тут http://freeedu.ru/modx/34
Например, лето и практически половину осени мы посвятили изучению творчества
писателей-натуралистов. И будущим летом и наверняка много лет подряд будем ещё читать
книги Акимушкина, Сладкова, Чарушина, Бианки, Паустовского…
Прошу детей пересказывать. Задаю вопросы по текстам. Прошу,
чтобы ребята задавали вопросы друг другу. Самостоятельное чтение началось у нас
в этом году с басен Толстого. Они маленькие. Удобно за раз прочитать. Пересказать.
А потом долго можно обсуждать заложенный в басню смысл. Находить
примеры из жизни. Размышлять. Обязательно читаем биографии, или я что-то
рассказываю из биографий тех, о ком мы читаем. Мне кажется важным, чтобы дети
понимали, что за каждой конкретной строчкой, за каждой конкретной нотой, за
каждым конкретным изобретением стоит живой человек. Всё это кто-то создал,
кто-то придумал, кто-то воплотил для нас. И этот кто-то был таким же, как и мы
человеком.
Обязательно каждый день читаю что-то вслух. Они сами
выбирают что. А на ночь, под свет ночничка, муж читает детям «Евангелие»,
«Закон Божий», или «Жития Святых».
Письмо
Это было, пожалуй, самым трудным для меня. При том, что Лиза
всё-таки девочка, а девочки, как правило, отличаются усидчивостью и аккуратностью,
мне пришлось не один пуд соли съесть, чтобы ребёнок освоил письменность. Мы
использовали прописи Некина http://www.twirpx.com/file/285956/,
старинные прописи 60х годов. Я распечатывала прописи, сверху прикрепляла
кальку, и Лиза обводила красивейшие буквы пером и чернилами. На какие только
ухищрения я не шла: цветные гелиевые ручки то блистающие, то перламутровые,
фломастеры, птичьи перья, каллиграфические подвиги, показывала образцы
старинных рукописей, учреждала вознаграждения за письменную работу (в основном
в виде маленьких пластмассовых лошадок), уговоры, просьбы, километры
разговоров….Эх! Вроде пишет….
В качестве диктантов не хочется использовать упражнения из
учебника. Слишком уж они скучные и нудные. Очень мне нравится Астафьев с его
изумительнейшими описаниями природы! Беру маленькие кусочки текста и либо даю
переписывать, либо пишет под диктовку. Прошу переписывать какие-нибудь
маленькие книжечки, писать собственные сочинения, записывать наблюдения,
сочинять стихи. По ходу дела разбираемся в орфографии.
Окружающий
мир
Здесь у нас так сложилось, что «окружающий мир» совпадает с
годовым циклом. Т.е. бабочек, жучков, паучков, почву и травки-муравки мы
преимущественно изучаем летом. Космос в апреле под праздник космонавтики. А про
остальное просто читаем на досуге. Бывает, что собираем ребятишек на
образовательные встречи или устраиваем что-то типа конференций по изучаемым
вопросам. Например, так http://www.ярмама.рф/forum/index.php?topic=16033.60
Ходим в походы и на экскурсии. Собираем коллекции. Ведём дневники наблюдений.
Проводим опыты и эксперименты. Стараемся присматриваться, прислушиваться,
принюхиваться к тому, что происходит вокруг нас. В основном с фотоаппаратом,
чтобы потом ещё много раз вспоминать и обсуждать.
Наша летняя БОТАНИКА
Раз в неделю мы собираем группу ребятишек-семейников на
занятия математикой и русским языком. Подробно об этом тут http://www.ярмама.рф/forum/index.php?topic=16326.0
Самостоятельно Лиза прорешивает вот такой учебник http://www.labirint.ru/books/437202/
Из этой книги что-то берём http://www.labirint.ru/books/345165/
Вот такие читаем книжки http://www.labirint.ru/books/262392/
Учит таблицу умножения
Играет на https://xtramath.org
Ну и между делом игры всякие. Банда умников, например.
Музыкальная
школа
Это работа! Лев и Лиза больше всего любят петь. Но
приходится осваивать инструмент. Без поддержки здесь не обойтись. Приходится
искать видеоматериал к произведениям, вдохновляющие примеры, устраивать
домашние концерты. Раз в неделю к нам приходит орф-педагог. О! Это настоящий праздник! А для ребят ещё и видение того, как человек с
музыкальным образованием может применить себя в жизни.
Дело в том, что Антонина Юмашева мало того, что
первоклассный педагог, так ещё и постоянно учится чему-то, воплощает всё новые
и новые проекты и задумки, играет на всевозможных инструментах, поёт... в общем,
настоящий живой пример увлечённого своим делом человека.
«Официально» пока не изучаем. Но дети основательно подсели
на программу «GenkiEnglish» http://www.genkienglish.net/start.htm
Ещё купила им курс Английского языка «Знаток» http://www.znatok.ru/169.html
и «Искалки-звучалки» http://www.znatok.ru/iskalki_zvuchalki.html
Я в английском не сильна. Поэтому со следующего года,
наверное, буду искать репетитора.
Художественная
школа
Думаю, что возможность посещать художку у Лизы есть лишь
потому, что она находится на домашнем обучении. Иначе просто не хватило бы ни
времени, ни сил. И это притом, что в настоящий момент времени она мечтает быть
художником и готова бегать в школу 7 дней в неделю. Опять же нужны примеры и
вдохновение. Примеры есть,
а вдохновение черпаем из книжечек «Сказки о художниках» http://www.labirint.ru/series/3070/
в книгах серии «Великие художники» http://www.kp.ru/daily/00000/554416/
Ещё купила вот такие учебники http://www.labirint.ru/series/9395/
Физическая
культура
В этом году в связи с переездом мы забросили танцы,
да и вообще не записались ни в одну спортивную секцию. Поэтому: каток,
прогулки, лыжи, горки вот, пожалуй, и всё. Может, в следующем учебном году
что-нибудь подберём, если расписание позволит.
Кроме всего прочего, у нас довольно насыщенная различными
событиями и общением жизнь. Так много всего, что еле успеваешь поворачиваться.
Только отпраздновали осенины, уже Рождество на носу с адвентом, колядками и вертепом.
А потом у Льва день рождения. В этот раз запланировали ему поисковый квест по Краеведческому
музею. А сколько
ещё образовательных штучек задуманооооо http://www.ярмама.рф/forum/index.php?topic=16200.msg110745;topicseen#msg110745 если удастся воплотить хотя-бы треть, то это уже будет большой удачей нынешнего учебного сезона.
А там уж и летний ДИВНЫЙ семейный лагерь не за горами.
Спасибо, что поделились опытом!
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо!
ОтветитьУдалить